На просторах интернета часто мелькают статьи об исследованиях различных нарушений психики у детей (аутизм, психотия), особенно это касается США. За последние 10 лет там открылось много лечебных центров, оказывающих широкий спектр психологического лечения. Как с этим обстоит дело в России? Проводятся ли какие-нибудь исследования? Куда обращаются за помощью в случае тревожных сигналов?
Ну, во-первых, аутизм и психотия – это не нарушения психики детей. Аутизм – это особое психическое состояние, психотия – это психическая структура личности. И то, и другое – варианты функционирования человеческого мышления, сознания, души
человека. А когда мы говорим «нарушения», мы имеем в виду, что есть норма. Есть невротические стратегии мышления (а значит и личности), есть психотические. Где здесь норма, а где нарушения?
Во-вторых, аутизм – это сложное явление. Нужно еще прояснить, что это? Есть, например, аутическое поведение у психотика и невротика. И почему ребенок становится аутистом, никто еще не ответил: ни в США, ни где-либо, несмотря на многочисленные исследования. В США, действительно есть целые институты и клиники. У нас тоже создаются подобные центры, например, есть в Питере, в других городах.
В-третьих, исследования аутизма (или другого явления), это одно, конкретная работа с аутистами – это другое.
А вот куда обращаться в случае тревожных сигналов? Пожалуй, здесь можно выделить несколько вариантов:
1 – государственные бесплатные центры социально-психологической помощи. Такие есть практически в каждом городе. Однако не факт, что там окажут квалифицированную помощь. Обычно там работают молодые начинающие специалисты, у которых кроме базового образования пока ничего за душой, как говорится, нет (я сама начинала работать в таком центре). А по мере того, как специалист получает квалификацию и опыт, он предпочитает открыть свой кабинет, работать индивидуально. Даже если специалист квалифицированный, скорее всего, это будет разовая консультация. А для работы с аутистами, например, нужен оборудованный кабинет и несколько лет. Но все равно это лучше, чем ничего. Специалист может диагностировать проблему, направить в соответствующую инстанцию и т.д.
2 – психологи в системе образования (школа, детский сад). Там картина, кстати, похожая. Во многих образовательных учреждениях их просто нет. И когда психологу приходится тестировать целые классы, обрабатывать эти данные, выступать на родительских собраниях, времени для индивидуальной работы немного. Но возможность встречи с родителями позволяет, хотя бы, обратить их внимание на особенности ребенка и мотивировать на дальнейшую работу с психологом или психотерапевтом.
3 – частные платные центры и психологи. Здесь, конечно, работают более квалифицированные специалисты. Но тоже не факт, что все. В любом случае, есть возможность длительной регулярной работы.
Итак, в каждом из вариантов, есть свои плюсы и минусы. Но хорошо, что есть разные возможности. Решать и делать выбор – это дело каждого.
С уважением, Тарасова Е.O.
__________________________________________________________________________
Задать вопрос, связаться со специалистом, получить квалифицированную психологическую помощь Вы можете по телефонам специалистов (список слева)
или написать нам на почту: psy.syzran@gmail.com